ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ В ШКОЛЕ
Минобразование России считает эту деятельность важной составляющей в воспитании патриотизма и гражданственности детей и молодежи, сохранении преемственности поколений и укреплении социального единства общества.
Воспитанию патриотов и граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогических коллективов образовательных учреждений по разъяснению сущности и значения государственных символов Российской Федерации – флага Российской Федерации, герба Российской Федерации, гимна Российской Федерации.
Важнейшим показателем сформированности у подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств личности является знание учащимися символики , понимание ее роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства. В системе атрибутов государственная символика занимает одно из важнейших мест, является воплощением идеи национального единства русского общества. Использование государственной символики в воспитательной работе позволяет постепенно и поэтапно приобщать школьников к основам идеологии нашего государства, формировать чувство любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, чувство ответственности за развитие и процветание, способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения, его гражданскому становлению.
Исполнение гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России, включается в проведение торжественных мероприятий с участием родителей, общественности, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, а также в местные и общешкольные мероприятия, праздники, такие как традиционные праздники начала и окончания учебного года, акта вручения аттестатов выпускникам образовательных учреждений и др.
Необходимо донести до наших детей, что отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
Педагогическая работа с государственной символикой основывается, прежде всего, на учете возрастных особенностей детей, а также на понимании роли различных условных образных обозначений в воспитании и обучении детей и молодежи.
У младших школьников представления о государственных символах России начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе. Каждый элемент государственных символов несет большую смысловую нагрузку. Педагог обращает внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.
Например, с гербом России, символизирующим принадлежность к государству – Российская Федерация, они постоянно встречаются в повседневной жизни. Герб России изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, правительственных наградах, космических кораблях. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках. Педагогам необходимо подчеркивать, что каждый шаг в гражданском становлении детей и молодежи отмечен встречей с государственными символами нашей Родины.
В начальной школе можно организовать коллективное прослушивание гимна Российской Федерации. Предварительно проведя беседу о гимне как одном из важнейших государственных символах России, истории его создания. Следует объяснить детям, что гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Изученные на уроках элементы символики становятся в дальнейшем объектом бесед, используются при проведении внешкольных мероприятий, досуга, в игровой деятельности младших школьников.
Раскрытию сущности государственных символов способствуют уроки истории, обществознания, литературы, факультативные, кружковые, клубные занятия и др.
В старших классах на уроках истории проводятся циклы бесед, посвященных истории возникновения флага и герба Российской Федерации, флагов и гербов республик в составе Российской Федерации, текста и музыки гимна Российской Федерации.
Множество интересных сведений о государственных символах и их значении в жизни общества воспитанники могут получить на воспитательских мероприятиях в которых говориться о нумизматике (изучение и собирание монет и денежных знаков разных стран и эпох), филателии (изучение и собирание почтовых марок), фалеристике (изучение орденов, медалей, нагрудных знаков), эмблематике (изучение государственных эмблем, знаков отличия) и др. Это в еще большей степени расширит возможности исследовательской работы школьников по изучению символов в процессе воспитательских мероприятий.
Формируя и укрепляя чувство гордости и уважения к символам нашего государства, в содержание бесед, включаю факты и эпизоды, которые характеризуют отношение наших граждан, воинов, спортсменов к флагу, гербу и гимну нашей страны.
Привлечь внимание детей к символам нашего государства позволяет также экскурсионная работа, встречи и беседы с местными жителями, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими. Все это даст возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека.
Педагог в ходе бесед, тематических классных часов, экскурсий и походов по родному краю, участия в праздниках и торжествах раскрывает подросткам идейно-нравственное содержание символов государства, роль условных изображений и ритуалов в жизни общества. Дети приучаются сочетать уважительное отношение к символам и ритуалам с четким соблюдением законов, правил поведения.
Особую роль в организации работы по изучению государственной символики России следует отдать библиотекам. Они должны помочь педагогам и школьникам в подборе литературы и публикаций из периодической печати по разъяснению государственной символики нашей страны и основаниям ее почитания в обществе, показу образцов, примеров отношения к государственной символике из истории и современной жизни, художественной, документальной и публицистической литературы.
Воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации, повышение их роли в патриотическом и гражданском воспитании учащихся – неотъемлемая часть воспитательной деятельности образовательных учреждений.
При этом деятельность классного руководителя не должна сводиться к проведению разовых акций, операций, мероприятий, приуроченных лишь к каким-либо календарных датам, а являться неотъемлемым компонентом всей системы воспитательной работы учреждения образования и реализовываться на диагностической основе с учетом конкретных возможностей учебного заведения, воспитательного потенциала окружающего его социума.