Воспитательная работа в школе — это педагогическая деятельность, осуществляемая в процессе обучения, труда, творчества, общения, самоуправления, самовоспитания и перевоспитания учеников с целью развития их личностного потенциала для успешного самопознания, саморазвития и самореализации в современным обществе.
В XXI веке в условиях инновационно-технологического реформирования системы образования, определены новые стратегические цели и тенденции обновления содержания обучения и воспитания.
В современных реалиях усилия школы направлены на возрождение духовного и нравственного потенциала личности, уважительное и бережное отношение к окружающему миру, выявление способностей, интересов детей для развития в соответствие с их индивидуальными особенностями.
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
Реализация основных направлений воспитательной работы в школе способствует осуществлению главной цели воспитания — созданию условий для всестороннего гармоничного развития физически здоровой, духовно-нравственной, ответственной, свободной, культурной, творчески и интеллектуально развитой, социально адаптированной, успешной личности ребенка, востребованной в современном конкурентном мире. Поэтому важнейшей задачей воспитания в современной школе является оказание содействия в раскрытии и развитии индивидуальных способностей каждого ребенка.
При этом школьное обучение и воспитание — взаимосвязанные процессы, которые должны проводиться системно, включая урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.
Характерные особенности воспитательной системы школы:
- индивидуализация школьного воспитания и обучения;
- построение учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода;
- развитие личностного потенциала детей в условиях взаимодействия школы, семьи и учреждений дополнительного образования.
Направления воспитания по ФГОС:
- Гражданское – сформировать российскую гражданскую идентичность;
- Патриотическое – привить любовь в Родине и уважение к народам России;
- Духовно – нравственное – сформировать традиционные российские семейные ценности;
- Эстетическое - приобщить к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- Физическое – сформировать культуру здорового образа жизни;
- Трудовое – воспитать уважение к труду;
- Экологическое – воспитать бережное и ответственное отношение к природе и окружающей среде;
- Воспитание ценностей научного познания – сформировать стремление к познанию себя и окружающего мира.